• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Изучение техник «длинного стола» в рамках Школы-студии полевого исследователя-качественника И.Е. Штейнберга

С 21 по 26 марта сотрудники Института прикладных политических исследований  и Лаборатории экономико-социологических исследований участвовали в Школе-студии полевого исследователя-качественника Ильи Ефимовича Штейнберга. Курсы повышения квалификации позволили отточить компетенции, которые помогут успешно провести планируемые исследования и экспедиции «Открываем Россию заново».

Совсем недавно, в Татьянин день, в НИУ ВШЭ прошла презентация книги И.Е. Штейнберга  о методе длинного стола. Книга во многом стала результатом многолетнего авторского опыта проведения школы-студии полевого исследователя-качественника (Институт социологии РАН). Прошло совсем немного времени, как наш коллектив стал частью этих курсов.

 Идею применения элементов метода длинного стола в повседневную исследовательскую практику я вынашиваю ещё с тех пор, как в 2017 году впервые прошла эту же школу-студию у Ильи Ефимовича. До сих пор полученные знания я применяла на занятиях со студентами и в процессе индивидуальной исследовательской деятельности. Я рада, что руководство ИППИ пошло на встречу и позволило попробовать интегрировать этот метод в наши студенческие экспедиции. Поэтому я с радостью организовала участие коллег в работе школы-студии и даже сама прошла курсы второй раз, но уже с конкретной целью - как руководитель экспедиции в Псковскую область

Белова Юлия Юрьевна
Научно-учебная лаборатория политических исследований: Ведущий научный сотрудник

 

Участие в курсах преследовало две цели: с одной стороны образовательная, с другой стороны разработка дизайна экспедиций ИППИ в этом году. По сценарию Валерия Касамара, директор ИППИ, сыграла роль заказчика исследования, озвучила свои ожидания от работы аналитической группы. По результатам обсуждения было сформировано техническое задание.

Программа Школы-студии состояла из нескольких содержательных блоков: этапы «до поля», «в поле» и «после поля». Участники курсов детально ознакомились с тонкостями организации полевого исследования, созданием гайда интервью, преодолением «парадокса начала», обсудили основные проблемы выбора схемы анализа первичных данных, методики отделения фактов от эмоций и установок исследователя. После ознакомления с обширной теорией, мозговых штурмов и дискуссий, провели пилотный опрос респондентов, который позволил скорректировать изначальные гипотезы и ключевые исследовательские вопросы.

Далее участники приступили к интерпретации и анализу ответов, отточили навыки открытого и осевого кодирования, классификации первичных данных, ознакомились с базовыми принципами аналитической триангуляции. На основании полученных результатов была подготовлена информативная презентация, которая подробно отражала все этапы работы аналитической группы.

Можно смело сказать, что стили повествования И.Е. Штейнберга в жизни и в книге полностью совпадают: участники осваивали «правило соленого огурца», научились разделять «утиные», «ежиные» и «хамелионные» тесты для формирования ключевых вопросов. Ведь, действительно, зачем проводить исследование, если гипотеза «и ежу понятна?». Несмотря на простоту и образность подхода, за всеми терминами стоит многолетний опыт проведения полевых исследований, что позволяет быстро запоминать и эффективно использовать такие «сувениры» (примеры, яркие цитаты), «игрушки» (тренажеры для обучения) и реальные методы на практике.

 Компетенции, полученные на Школе-студии, позволили мне по-другому увидеть логику качественного исследования. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Илья Ефимович [Штейнберг] является социологом-практиком, участвовал во множестве полевых исследований. Поэтому в процессе прохождения курсов я открыл для себя много интересных методик и практик, позволяющих повысить эффективность работы “в поле”. Думаю, что я смогу применить приобретенные навыки уже в ближайшее время – в рамках подготовки и проведения экспедиций “Открываем Россию заново” и обучения студентов искусству проведения интервью и его обработки

Также  в работе школы-студии принимали участие Екатерина Батоврина из МГУ, Крикунова Юлия из университета Иннополиса и Мария Лагутина из  исследовательской  кампании Москвы. Наш коллектив выражает им благодарность за совместную работу над техническим заданием.