• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ирина Краснопольская защитила PhD в университете Наймегена (Нидерланды)

Поздравляем нашу коллегу! А о своей работе, подготовке диссертации в Голландии и дистанционной защите она рассказала в интервью.

Ирина Краснопольская защитила PhD в университете Наймегена (Нидерланды)

- Ирина, поздравляем тебя с таким значимым событием! Расскажи, пожалуйста, о своем пути к PhD.

- Я стала PhD студентом в университете Наймегена (Radboud University Nijmegen) в конце 2017 года. У меня на тот момент было достаточно материала и большой исследовательский опыт по теме некоммерческих организаций (НКО), поэтому это было достаточно логичным решением в продолжении моей работы. Я работала в формате external PhD, это так называемая внешняя PhD. О возможности external PhD мне рассказал мой соавтор, профессор Роттердамской школы менеджмента Лукас Мейес (Lucas Meijs). В голландских университетах есть такая возможность для людей уже с профессиональным опытом, кто хочет получить степень. Это подразумевает только работу над диссертацией, исследование, работу с профессором-руководителем без обязательного посещения курсов и преподавания. В принципе, диссертацию можно защитить и за год, если есть достаточно материала и публикаций, а не учиться несколько лет, как в обычной аспирантуре. Такой формат позволил достаточно быстро закончить диссертацию и продолжить работать в Вышке, хотя, конечно, в существенно меньшем объеме.

- Но при этом ты жила в Голландии?

- Да, весь 2018 год я провела в Голландии, работая над диссертацией вместе с моим руководителем Тако Брандсеном (Taco Brandsen). Фактически, текст я подготовила именно за этот год. Удаленно это сделать было бы невозможно. В тот же год я прошла несколько базовых курсов в университете — это курсы для PhD студентов, одинаковые для всех специальностей. Например, курсы по методам, по написанию аналитических текстов, курсы по презентации или написанию заявок на гранты и т.д.

- Расскажи, пожалуйста, о своей работе? О чем она?

- Моя работа называется «When do non-profits produce social innovations? Exploring the determinants of the innovative capacity of non-profits, based on Russian survey data» («Когда некоммерческие организации производят социальные инновации? Изучение детерминант инновационного потенциала НКО на основе данных российского опроса»). Основные идеи – понять, при каких условиях НКО создают социальные инновации и количественно оценить долю социально-инновационных НКО, то есть тех, кто использует социально-инновационные решения в своей работе.

- Как интересно. До тебя это кто-то изучал?

- Да, много европейских и американских исследований, есть несколько крупных международных проектов. Существует несколько метрик для определения социальной инновационности коммерческих организаций и социальной инновационности органов власти, с помощью которых можно получить оценку доли инновационных организаций в стране. Но в основном социально-инновационные НКО оцениваются качественными методами, с помощью экспертных оценок и кейс-стади. Получаемые данные нерепрезентативны, несравнимы, а повторить измерение крайне сложно.

Я показала недостаточность такого измерения в плане того, что оно направлено на измерение организационных и технологических инноваций, т.е. ориентированных на улучшение работы самой организации. Такая метрика не учитывает специфику некоммерческих организаций и специфику социальных инноваций. В отличие от организационных, управленческих или технологических инноваций, социальные инновации в первую очередь направлены на выполнение социальной миссии НКО, на лучшее решение социальных запросов общества.

-А что такое социальные инновации? И как это может применяться в НКО?

- Социальные инновации — это новые решения и способы работы и партнерства НКО для решения социальных задач. Особенность социальных инноваций – в новизне и тесном партнерстве нескольких заинтересованных сторон для решения социальной задачи.

Повышенный интерес к таким решениям появился в начале 2010-х в связи с европейским миграционным кризисом. Тогда в программных документах Еврокомиссии социальные инновации рассматривались как новое решение социальных вызовов, с которыми государству не получается справляться существующими способами.

- Есть ли какие-то примеры?

- Например, это может быть инициатива жителей по организации бесплатных курсов, дублирующих школьную программу, для детей мигрантов и беженцев, пока те ожидают подтверждение статуса и пока не имеют возможности посещать школу. Иногда это ожидание занимает около года. Жители своими силами адаптируют школьные предметы, переводят учебники, договариваются с муниципалитетом или с местным церковным приходом для использования помещения, договариваются с миграционной службой и получают разрешение детям на учебу, а также – разрешение учителям из числа беженцев участвовать в образовательном процессе. Такая история направлена на решение проблемы интеграции во время ожидания получения статуса, пока официальные каналы не могут заниматься этой проблемой.

- Звучит очень хорошо. А твоя работа поможет НКО?

- В своей диссертации я разработала инструмент, чтобы можно было на основе количественного опроса выделить социально-инновационные НКО, которые используют в своей практике такие инновационные решения. То есть, я совместила логику исследований организационных и технологических инноваций с теоретическим пониманием того, что такое социальные инновации и каковы их отличительные признаки.

- Где можно ознакомиться с твоей работой?

- Диссертация выложена в открытом доступе на сайте университета Наймегена.

- Какие твои дальнейшие научные планы?

- Я продолжаю работать в Центре оценки общественных инициатив ИППИ, у нас несколько прикладных проектов по изучению некоммерческих организаций. В научном плане я хочу продолжить тему взаимодействий государства, жителей, бизнеса и НКО.