• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Курс «Политическая пропаганда: история и современность»

Продолжаем серию интервью с преподавателями. На этот раз мы поговорили с Александром Файбом, руководителем исследовательских проектов Центра изучения новых коммуникаций (ЦИНК), который ведет курс по выбору «Политическая пропаганда: история и современность» для политологов.

Курс «Политическая пропаганда: история и современность»

У студентов Вышки есть уникальная возможность выбирать курсы от действующих специалистов. Так, данный авторский курс создан Александром Файбом, практикующим пиарщиком в диджитал среде, который также является исполнительным директором диджитал агентства «План медиа». В рамках курса Александр планирует привлекать своих коллег, например, известного американиста, Малека Дудакова, который расскажет об эволюции агитпропаганды в США.

- Александр, расскажите, пожалуйста, как началось ваше сотрудничество с НИУ ВШЭ?

- Я стал преподавать в 2014 году, тогда мой курс назывался «Социальные сети в современной российской политике». Курс был по выбору и пользовался большой популярностью в связи с событиями того времени. Это и «арабская весна», и события на Украине. Так что решение провести такой курс было свежим и смелым. Спасибо руководству Вышки за это. Тот курс для политологов шел полтора года.

В начале 2019 года у меня родилась идея курса о пропаганде. Во время моей стажировки в университете Копенгагена был похожий курс. Он был рассчитан на студентов магистратуры. И у преподавателя было много примеров про СССР, хоть он и читал курс для западных студентов. Мне, как человеку с российским паспортом, показалось, что и отечественным слушателям этот курс может быть полезен.

Спасибо проректору Вышки, Валерии Касамаре (директор ИППИ - прим.), что поверила в мою идею. И уже в сентябре 2020 года курс начал преподаваться для политологов 4 курса.

- А что студенты изучают на самом курсе?

- Курс называется «Политическая пропаганда: история и современность». Я готовил его достаточно долго, чтобы он не был ни исключительно историческим, ни слишком прикладным. Курс направлен на то, чтобы погрузить студентов в исторический базис влияния на общественное мнение плюс освоить современный инструментарий политического контента. Под современным я подразумеваю диджитал контент. Итак, с одной стороны, курс про историческую пропаганду последний 150 лет, как она проводилась, с другой - даёт студентам прикладной навык, как пользоваться теми или иными инструментами политического языка в реальности.

- То есть курс состоит из двух частей?

- Да, получается так. В исторической части студенты учатся различать, что такое пропаганда, тренируют насмотренность. Несмотря на то, что современные студенты – люди с большим информационным опытом, они, зачастую, не в силах распознать те или иные технологии влияния, поэтому весь первый модуль мы учимся замечать, различать и анализировать пропаганду.

Вторая часть курса более прикладная. Она заканчивается воркшопом. Студенты выбирают проекты, которые будут готовить весь декабрь, а потом презентуют. Сами проекты, кстати, обязательно основаны на актуальном контенте. Благодаря этому мы сможем увидеть, понимают ли студенты, как должен выглядеть, например, современный текст для политика, каким должен быть сценарий видео, которое записывается от лица кандидата на выборах, и т.д. Как итог – мы учимся понимать и применять инструменты их на практике.

- Входит ли в курс изучение военной пропаганды?

- Конечно! Я ее называю матерью всех пропаганд, ведь огромный пласт работ из истории пропаганды посвящены именно военпропу. Мы так же, например изучаем деятельность военных кинематографистов, которые формировали дух во время войны.

- Насколько ваш курс актуален сейчас?

- Мы не могли обойти актуальную повестку. Например, одно из заданий для студентов в рамках семинарских занятий – сюжет с нагорнокарабахским конфликтом. Студенты должны проанализировать те методы и техники, которые используют обе стороны конфликта, их эффективность, а также продемонстрировать как эти методы пропаганды осуществляются уже прямо сейчас.

Так что история историей, но всё очень гладко проецируется на ту практику, которая нас окружает сейчас в 2020 году.

По итогам курса студенты получат возможность обсудить области медиа и политической коммуникации с людьми, которые в этом разбираются лучше других в российском пространстве.