• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Интервью с заместителем директора ИППИ

С 2019 года ИППИ совместно с Факультетом социальных наук и академическим советом отвечает за развитие и реализацию бакалаврской образовательной программы «Политология».

Интервью с заместителем директора ИППИ

За это время была проделана большая работа. К теоретической базе, которая осталась неизменной, добавляются все новые курсы, приглашаются новые специалисты. Это позволяет знакомить студентов с современными тенденциями в политической науке, а также соответствует проектному подходу, на который переходит Университет.

Начинаем серию интервью о новых курсах, преподавателях и самой образовательной программе.

Открывает эту серию интервью с Денисом Стукалом, заместителем директора ИППИ по образовательной деятельности, который рассказал о своем карьерном пути, PhD в Нью-Йоркском университете и политологическом образовании в Вышке.

 —  Добрый день, расскажите, пожалуйста, как и когда вы начали сотрудничать с НИУ ВШЭ?

 —  В конце сентября я присоединился к команде Института прикладных политических исследований (ИППИ) в должности заместителя директора, курирующего образовательную программу Политология. Вообще, правильнее говорить, что я вернулся сюда, поскольку я выпускник бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Вышки по политологии и до 2013 г. работал в Лаборатории политических исследований, из которой появился ИППИ, с момента ее основания.

Тогда это была небольшая, но очень сплоченная группа научных активистов, которым хотелось совместно работать над интересными прикладными проектами. Некоторые из коллег до сих с нами – Анна Сорокина, Марина Максименкова. Некоторые оказались за рубежом – например, Антон Соболев, работающий сейчас в Йельском университете. А кто-то, как я, постранствовав, вернулся в Alma Mater, чтобы работать в уже большом Институте, работающем на целом ряде направлений, но все так же полном энергичных исследователей, с азартом берущихся за новые проекты.

—  А с чем был связан Ваш уход в 2013 г.?

—  В 2013 г. я поступил на программу PhD в Нью-Йоркский университет, который является одним из мировых лидеров в области методологии политических исследований. Там работают такие специалисты мирового класса как Нил Бэк (признанный авторитет в области анализа пространственно-временных данных), Сайрус Самии (крупное имя в каузальном анализе), Артур Спирлинг (ведущий специалист по анализу текстовых данных). Расставание с Вышкой было очень трудным для меня решением, но PhD программа открывала интересные возможности для интеграции в международную среду, которые на тот момент в НИУ ВШЭ отсутствовали. Сейчас ситуация поменялась к лучшему, и студенты имеют множество возможностей для работы с крупными учеными со всего мира, оставаясь в Вышке.

 —  А как Вы оцениваете качество политологического образования в Вышке по сравнению с зарубежными университетами?

— Очень высоко. Мне довелось познакомиться с особенностями политологического образования и поработать со студентами и в Нью-Йоркском университете в США, и в Университете Сиднея в Австралии (а это один из ведущих университетов Австралии, достаточно высоко располагающийся в мировых рейтингах). В целом студенты-политологи Вышки имеют намного более разностороннюю и фундаментальную подготовку, чем студенты-политологи Нью-Йоркского или Сиднейского университетов. Это связано, например, с отсутствием обязательных дисциплин общего цикла: если политологи Вышки знакомятся с социологией, философией, экономикой, то многие студенты NYU и USyd могут полностью избежать такого знакомства. Сильно отличается и математическая подготовка: четверокурсники-политологи из Сиднея не были знакомы с понятием корреляции, которое знают даже первокурсники в Вышке. В целом бакалаврское образование в США и Австралии мне кажется сильно облегченным по сравнению с российским бакалавриатом. В то же время, в Сиднее предусмотрены обязательные практические проектные курсы в интересах внешнего заказчика, к чему Вышка сейчас только идет, хотя и довольно стремительно.

—  Да, проектный подход — это одно из ключевых направлений развития образования в НИУ ВШЭ. В чем его идея и как оно будет реализовывать на ОП Политология?

 — Это очень важный вопрос, активно обсуждаемый в университете. В свете продолжающихся дискуссий я не хотел бы давать однозначного ответа и позволю себе небольшой пример. В былые времена, когда я еще был студентом Вышки, мы писали большое число эссе по разным дисциплинам, готовили две курсовые и выпускную работу, но далеко не всегда понимали, как все получаемые нами знания могут быть востребованы на рынке труда. Для большинства очень сложным был вопрос о том, что делать после окончания бакалавриата. Некоторые четверокурсники порой начинали искать хоть какую-то работу, порой совершенно не связанную со своей специальностью, чтобы приобрести некоторый стаж и как-нибудь сориентироваться на рынке труда. Некоторые же откладывали решение этого сложного вопроса, выбирая магистратуру. Подчеркну: не потому, что они хотели продолжить образование, а потому что не понимали, что им делать на рынке труда. Проектный подход – это ключевой элемент решения проблемы профессионального самоопределения. Участвуя в проектах - либо исследовательских, либо прикладных, либо сервисных – студенты получают не только дополнительные профессиональные навыки, но и понимание того, как эти навыки и знания могут быть использованы при взаимодействии с потенциальным работодателем. Кроме того, у студентов появляется возможность встретить своего будущего работодателя прямо в ходе образовательного процесса.

—  А если человек хочет заниматься наукой?

 —  Отлично! Научная карьера и академические амбиции не противоречат проектному подходу, ведь проекты, как я уже говорил, могут быть и исследовательскими. Приведу пример: я активно занимаюсь исследованиями того, как новые информационные технологии – в частности, автоматизированные аккаунты в социальных сетях, известные как боты, – используются в политической коммуникации для целого круга задач, включая распространение недостоверной информации по важным вопросам текущей повестки дня. У меня есть целый ряд проектов, изучающих поведение ботов и в России, и в США, в контексте выборов и в контексте коронавируса. Студенты, которых интересует эта проблематика, могут прийти к нам в Институт прикладных политических исследований и включиться в работу либо в рамках курсовых работ, либо в рамках стажировок. Интенсивную научную работу гарантируем!

— Хорошо, давайте вернемся к самой образовательной программе. Какие есть планы на будущее? Чего ждать студентам и абитуриентам?

— Вы, вероятно, знаете, что образовательная программа имеет академический совет, который и рассматривает стратегические вопросы развития программы. Я не хотел бы присваивать себе право говорить от имени всего академического совета, но озвучу два ключевых направления изменений, которые совпадают со стратегией всего НИУ ВШЭ.

Первое направление – это более широкое привлечение к преподаванию выдающихся практиков, имеющих не только (или не столько) опыт академической деятельности, но и большой опыт практической деятельности в экспертно-аналитических центрах, органах государственной и муниципальной власти, некоммерческих организациях.

Второе направление – укрепление фундаментальной и методной подготовки студентов путем привлечения наиболее крупных специалистов в различных областях, и в особенности – активно ведущих собственные научные исследования и публикующихся в ведущих мировых журналах. Мы ожидаем, что сочетание этих двух трендов позволит нам не только прочно закрепить за собой статус ведущей бакалаврской программы по политологии в России, но и укрепить свою – и без того высокую – репутацию в мире.