Коллективная память японских студентов
Институт продолжает публиковать серию интервью об исследовании коллективной памяти студентов разных стран. На этот раз речь пойдет о японской молодежи.
Отличительной особенностью ИППИ является активное вовлечение студентов в исследовательскую деятельность. Часто они становятся нашими коллегами. Так, исследование японских студентов курировала стажер Юлия Перемитина, которое легло в основу ее выпускной работы.
-Юля, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте.
- Изначально я участвовала в исследовании на тему взаимных образов России и Японии. Сама тема показалась мне интересной. В рамках интервью мы часто говорили об истории. И вдруг выяснилось, что ответы молодых японцев разительно отличаются от того, что мы предполагали услышать. Вернее, от того, что принято считать о взглядах японского общества, о его отношении к своему прошлому.
Это подтолкнуло нас копнуть глубже. Мы посвятили работу именно изучению коллективной памяти японской молодежи. Действительно, молодежь в этом вопросе сильно отличается от старшего поколения.
— Это интересно. Расскажите, пожалуйста, подробнее о результатах исследования.
- Если говорить о конкретно о том, что вызывает стыд и гордость, то мы выяснили, что тремя основными компонентами гордости являются: культура (причем и традиционная, и современная), послевоенные реформы и Конституция 1947 года, в особенности 9 статья, которая провозглашает пацифизм.
Что касается стыда, то тут фигурировали Вторая мировая война и милитаристское правление, эффективность работы институтов власти, а также отношение к «другому» (к иностранцам, к мигрантам, к национальным меньшинствам на территории Японии).
Еще несколько интересных фактов. Элементы национальной гордости (современная культура, кухня, реставрация Мэйдзи или Олимпиада 1964 г.) связаны с тем, какое место в мире (особенно на западе) благодаря этим достижениям заняла Япония. И сама гордость Японии обращена в современность, а не в прошлое. И проявляется она в уникальности.
Что касается стыда, то существуют огромные противоречия в том, как стыд воспринимают старшее и младшее поколения. Тут надо сказать, что концепция стыда является доминирующей в рамках национальной идентичности Японцев, но стыд современного поколения более открытый. Японцы старшего поколения стараются прикрыть свой стыд, не любят говорить о нем. Молодежь реагирует по-другому.
Кроме того, молодежь современной Японии ориентирована на западные ценности больше, чем на восточные. Возможно, это связано с тем, как развивалась история Японии еще со времен эпохи Мэйдзи, которая началась в 1868 году. Также мы обратили внимание на элемент недоверия к институтам власти: несмотря на это недовольство, молодое поколение политически пассивно, поскольку не верит в свою способность что-то изменить.
- Как проходила сама работа?
- Мы проводили глубинные интервью. В проекте участвовали студенты, причем большинство – с ОП «Востоковедение». И у нас была возможность проводить интервью на японском языке. Также мы перевели вопросы и на английский язык. Поэтому работать с нами на проекте могут и другие студенты: знание японского не является обязательным.
Интервью проводились и очно, и дистанционно. Мы также хотели опросить ту категорию японцев, которая никогда не были заграницей. В этом случае нам помогали ребята на стажировках в Японии.
- Как можно использовать результаты вашего исследования?
- В восточных странах остро стоит вопрос памяти. До сих пор память о зверствах, которые совершала Япония во время Второй мировой войны, вызывает сильные чувства у корейцев и китайцев. И китайское, и корейское правительства очень любят об этом говорить. Я думаю, данное исследование может быть использовано в развитии дальнейших отношений между странами, а также в исследованиях по вопросам АТР.
Кроме того, мы исследовали японскую студенческую молодежь, которая в будущем станет политической элитой страны. Следовательно, мы можем делать определенные прогнозы, как в будущем будет строиться политика Японии.
- Сталкивались ли вы с какими-нибудь трудностями во время исследования?
-Главной трудностью был поиск респондентов, поскольку японцы –люди, которые нелегко идут на контакт. В силу их особенностей.
- Собираетесь ли вы продолжать данное исследование?