• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Коллективная память студентов разных стран

Институт прикладных политических исследований начинает серию статей, посвященных изучению стыда и гордости в коллективной памяти молодежи разных стран. За 12 лет реализации проекта мы провели исследования с российскими, французскими, испанскими, британскими, американскими, корейскими, китайскими, японскими и немецкими студентами.

Коллективная память студентов разных стран

Этот проект объединяет молодых исследователей с разных факультетов НИУ ВШЭ. По его итогам написано более 10 научных статей в российских и зарубежных журналах, подготовлено множество докладов на крупнейших международных конференциях. С чего все начиналось и как присоединиться к проекту - в интервью с ведущим научным сотрудником и заместителем директора ИППИ Анной Сорокиной.

- Анна, добрый день, расскажите, пожалуйста, с чего началось данное исследование?

- Мы начали исследовать молодежь в 2008 году. Старались взглянуть всегда с разных углов, так сказать, препарировать и вдоль, и поперёк. Чтобы изучать молодежь России, ее нужно с чем-то сравнивать. Например, с молодежью других стран. Надо понимать систему координат, в которой находишься. Начали с французских студентов. Очень повезло, что часть наших коллег находилась на стажировке во Франции, и мы смогли опросить студентов Института политических исследований (Париж).

Подробно с результатами исследования можно ознакомиться в статьях «Идеальный» президент глазами российских и французских студентов»  и «Персонифицированное лидерство: политические лидеры глазами российских и французских студентов».

Так все и началось. В своих исследованиях мы уделяли внимание разным темам: восприятию лидеров, представлениям о будущем, анализировали образы других стран. Ряд вопросов был посвящен представлениям об истории. Меня лично эта тема так захватила, что я решила посвятить свою кандидатскую диссертацию Memory Studies (исследованию памяти), а именно рассмотреть, как российские студенты воспринимают историю СССР и современной России («Синдром политической ностальгии у российских студентов»). 

- А как родилась идея и сама формулировка «стыд и гордость»?

- Когда я работала над диссертацией, то тщательно изучала работы коллег, которые работают в данной предметной области. Так наткнулась на исследование американского психолога и социолога Барри Шварца, который изучал представления об истории студентов в разных странах. В его инструментарии было два открытых вопроса, которые показались нам интересными:

1) назовите три события в истории нашей страны, которые вы не просто одобряете, но, которые вызывают в вас чувства гордости, уважения и самоуважения;

2) назовите три события в истории нашей страны, которые вы считаете унизительными, которые вызывают в вас чувства позора, стыда и/или сожаления.

Мы стали проводить исследование с молодежью из разных стран, задавая эти и другие вопросы, нацеленные на выявление «событий стыда и гордости», как в рамках количественных опросов, так и в рамках интервью и фокус-групп. В дальнейшем мы разработали теоретическую модель, которая позволяет нам проводить межстрановые сравнения. Это модель учитывает несколько компонентов.

Во-первых, это темпоральная локализация основных событий, которыми нация гордится и которых она стыдится: в каком веке располагаются основные события, которые являются значимыми для изучаемых сообществ, равномерно ли распределены эти события по времени существования государства, есть ли события для гордости или в стыда в современности и пр.

Во-вторых, важным является характер значимых событий: способна ли нация признавать ошибки прошлого, какие события преобладают в коллективной памяти. Мы смотрим, что преобладает в коллективной памяти молодежи: стыд или гордость.

В-третьих, нам кажется важным сосредоточить внимание на тех событиях, которые вызывают именно чувство гордости за страну. Мы полагаем, что гордость за достижения страны с определенной долей условности можно разложить на два вида: гордость за реализацию задач «мягкой силой» и гордость за проявление «жесткой силы». Мы здесь опираемся на концепцию «жесткой» и «мягкой силы» Дж. Ная, получившую широкое распространение в теории международных отношений. Только в нашем случае применяем ее и для событий, связанных с внутренней жизнью страны. Так гордость за военные победы, победы в гонке вооружения и др. мы относим к «жесткой силе», в то же время гордость нации за культурные достижения, развитие в области прав человека, науки и образования, гордость за победы в спорте мы относим к «мягкой силе».

Подробно о теоретической модели можно прочитать в статье «Pride and Shame in Collective Memory of Russian and American Youths».

- И как же отличаются ответы у представителей разных стран?

- В двух словах и не расскажешь. Поэтому мы и готовим серию статей, посвященных молодежи каждой изученной страны. Потому что есть много особенностей, в том числе и лингвистических. Если говорить о российской молодежи, то у них превалирует гордость. А с восприятием стыда, например, у наших студентов есть интересная особенность. Например, они говорят: «Как мы можем стыдиться чего-то, если мы не жили в то время». Но при этом в этом же интервью с гордостью размышляют: «Мы выиграли Куликовскую битву». Поэтому о всех деталях и подробностях расскажем отдельно.

- Статьи про молодежь каких стран стоит ожидать?

- Мы стараемся делиться результатами наших исследований как можно скорее. Но тут мы ограничены редакционным циклом и часто приходится ждать, пока выйдет статья. Поэтому будем рассказывать о самых интересных результатах в большинстве стран, где мы проводили исследование, в формате интервью.

- Принимают ли участие студенты в исследованиях?

- Конечно! Мы регулярно размещаем проекты на Ярмарке проектов. В наших исследованиях традиционно принимает участие много студентов. Они тоже проводят и опросы, и интервью. У многих вышли научные статьи, работы были представлены на конференциях, брались за основу курсовых и дипломных работ.

- Как можно присоединиться к проекту?

- Сейчас мы начали изучать французских студентов. И приглашаем студентов присоединиться к нашему проекту. Работа продлится до Нового года. Сейчас заявки принимаются по почте politinst@hse.ru. С сентября 2020 года на Ярмарке проектов также будет запущен проект по немецким, корейским и японским студентам. Но мы открыты для предложений, и если у вас есть желание изучать коллективную память студентов и других стран, то ждем ваших заявок.