• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Экологическая открытость. Готовы ли к ней власти?

Экологическая открытость. Готовы ли к ней власти?

© Никита Крутенков

Экологическую политику города в контексте открытости «экологической» информации и готовности города к конструктивному взаимодействию с местными сообществами и жителями, в том числе при благоустройстве городских пространств обсудили в ходе дискуссии, состоявшейся 15 октября в Центре по работе с местными сообществами Вышки.

@ Никита Крутенков

Валерия Касамара
, проректор НИУ ВШЭ, директор Института прикладных политических исследований: Мы понимаем, что необходимо расширять существующие механизмы открытости экологической политики Москвы, прежде всего, по тем вопросам, которые волнуют жителей. Чтобы действия властей соотносились с ожиданиями и запросами граждан. Свои предложения по итогам мероприятия мы направим в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы.

Дискуссионная площадка ЦМС

Семутникова Евгения, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы: Часто, если бы люди знали, что будет вырубка - проблем бы не было, потому что на очень многие моменты, связанные с просто обрезкой деревьев, когда проводится обрезка санитарная, в других каких-то целях - люди реагируют нервно, думая, что это вырубка. Знали бы, что там будет, возможно, всего этого [недовольства - прим.] не было.

Дискуссионная площадка ЦМС

Борис Моргунов, директор Института экологии НИУ ВШЭ: Институтом экологии НИУ ВШЭ было проведено исследование общественного мнения по проблемам загрязнения окружающей среды, доступности экологической информации и данных о мерах государственной политики в этой области. По результатам опроса Москва серьезно выделяется на фоне остальных субъектов Российской Федерации. Это касается, прежде всего, обеспокоенности жителей столицы проблемой загрязнения  воздуха, состоянием почв и водных объектов, животного и растительного мира. Москвичи оценивают их как плохое и критически плохое. При том, что город предпринимает колоссальные усилия для улучшения экологической ситуации и является одним из лидеров в этом направлении, 67% респондентов считают, что состояние экологии в городе ухудшилось. Мы связываем это с низким уровнем информирования и отсутствием обратной связи от граждан. В целом мы отмечаем недостаточное доверие со стороны жителей к информации о состоянии окружающей среды и отсутствие эффективных каналов коммуникации. Безусловно, городу следует развивать сервисы доступа к экологической информации и новые механизмы  взаимодействия как при реализации экологической политики в целом, так и при решении локальных проблем.


Николай Полукеев,
представитель инициативной группы жителей Мещанского района: В сентябре этого года начинается вырубка деревьев, и мы, несмотря на то, что мы инициативная группа, мы до этого проводили встречи с Департаментом культурного наследия и с управой Мещанского района, узнаем об этом по факту. На саму территорию нас не пускают и мы, буквально, как узники за решеткой, за забором, можем только следить за тем, что происходит. Деревья по одному начинают пилить, мы начинаем звонить во все инстанции, писать и сталкиваемся с тем, что нам говорят: ваше обращение принято в течение месяца вы получите ответ.
Дискуссионная площадка ЦМС

Рашид Исмаилов
, председатель Российского экологического общества, заместитель председателя Общественного делового совета национального проекта «Экология»: Москве необходим Стандарт экологической открытости. Пусть даже добровольного применения. Предприятиям необходимо полностью открываться в части эко данных - жители мегаполиса должны быть  проинформированы не только о состоянии окружающей среды, но и о воздействии хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

Дискуссионная площадка ЦМС

Михаил Антонов, руководитель АНО «РосЭко»: Важна не только сама предоставляемая информация, но и форма ее подачи - чтобы граждане могли правильно воспринять ее. Новое время требует современных "дружественных" подходов - например, инфографики, видео или интерактива, а не казенно-формалистских канцеляризмов. То есть, открытости не только формальной, но и ориентированной на коммуникацию с человеком.

Дискуссионная площадка ЦМС

Полина Шевчук
, директор Центра правового сопровождения экспертной и исследовательской деятельности НИУ ВШЭ: Мы убедились на практике, что оперативно проверить законность вырубки деревьев нельзя. Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы предоставит информацию только через 30 дней. Проведя с коллегами мониторинг наличия открытой информации из порубочных билетов во всех субъектах РФ, мы обнаружили реестры в 13 городах (в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Саратове, Перми, Ижевске и др.). Москва могла бы учесть опыт регионов и создать открытый реестр порубочных билетов. В качестве промежуточной меры предлагаем сократить срок подготовки ответа о законности вырубки деревьев с 30 дней до 3. Также мы проанализировали ежегодные отчеты Департамента и судебную практику в части нарушений при размещении информационных щитов или экологической информации на общестроительных информационных щитах. Примеров привлечения юридических лиц к административной ответственности мало, однако истории в СМИ и социальных сетях дают повод усомниться в отсутствии правонарушений. Предлагаем Департаменту усилить контроль за наличием установленных информационных щитов при проведении работ, сопровождающихся уничтожением и пересадкой зеленых насаждений.