• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Презентация результатов исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты»

Исследование выполнено при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина и в партнерстве с Благотворительным фондом поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор». 

Презентация состоялась 28 апреля 2021 года на площадке Центра «Благосфера». Результаты исследования представила Юлия Скокова.

Презентация результатов исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты»

Исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты» проводилось Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ с октября 2020 по март 2021 года. Основная цель – выявление практик применения цифровых технологий, основных барьеров и стимулов цифровизации российских НКО.

Эмпирическая база исследования – 40 глубинных интервью с НКО и экспертами, а также онлайн опрос 412 НКО, работающих в 63 регионах России по разным направлениям деятельности.

В ходе презентации были рассмотрены следующие вопросы:

  • Как НКО понимают, что такое цифровизация и какие практики применения цифровых решений являются более распространенными?
  • Сколько среди НКО «лидеров», «догоняющих» и «отстающих» в части цифровизации?
  • Как НКО подходят к управлению цифровизацией в своей работе?
  • Какие стимулы и барьеры цифровизации являются для НКО основными?
  • Каковы эффекты цифровизации для НКО и какое влияние на цифровизацию НКО оказала пандемия?

 

В конце презентации был представлен сайт с подробными результатами исследования – http://digitalnonprofit.ru/. На сайте также размещен полный инструментарий исследования и результаты онлайн-опроса в анонимном виде.

Полный текст отчета в PDF

Краткая презентация с основными результатами исследования

Research results. English language version

Видеозапись презентации результатов исследования в Центре «Благосфера» 28 апреля 2021 г.



ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ


Понятие цифровизации

НКО понимают цифровизацию чаще всего как применение конкретных цифровых решений, которые позволяют упростить и автоматизировать работу. При этом цифровизация воспринимается как признак развитости и конкурентоспособности. В представлении НКО цифровизация является рабочей задачей, с которой при желании и необходимости может справиться любая организация в силу, как минимум, равной доступности различных бесплатных технологий. Однако это не означает, что НКО готовы отказаться от внешней поддержки при решении данной задачи, наоборот, они на нее традиционно рассчитывают.

Уровень цифровизации НКО
Было выделено три кластера НКО, отличающихся по уровню цифровизации, определяемым через количество используемых цифровых практик и по установкам НКО относительно места цифровизации в работе организации. Получены следующие кластеры:

Лидеры (13%) — НКО с высоким уровнем цифровизации. Таких организаций больше среди фондов; НКО, работающих на уровне РФ в целом; организаций с большим числом сотрудников (более 10) и волонтеров (более 30); НКО с руководителем до 40 лет; НКО с диверсифицированной структурой финансирования (5 и более источников).
Догоняющие (72%) — НКО со средним уровнем цифровизации. Чаще встречаются среди АНО; организаций, работающих в сфере культуры и искусства; НКО со средним количеством сотрудников (5-10 чел.); с руководителем в возрасте 51−60 лет.
Отстающие (16%) — НКО с низким уровнем цифровизации. Чаще встречаются среди общественных организаций; НКО, работающих на локальном уровне; без сотрудников и волонтеров; НКО, где средний возраст сотрудников старше 50 лет, а возраст руководителя старше 60 лет.

Управление цифровизацией
Большинство НКО понимают значимость цифровизации для развития, однако в конкретных планах и бюджетах это отражается существенно реже. Чаще всего инициатива и ответственность за цифровизацию принадлежит руководителю, а в четверти НКО есть постоянный IТ-сотрудник. При этом распространена ситуация коллективной ответственности, когда цифровизация — это задача всех сотрудников без конкретного ответственного. На практике цифровизация оказывается затратным, трудоемким процессом, который чаще всего успешно реализуется в крупных и финансово устойчивых НКО.

Практики
НКО используют разнообразные цифровые практики. При этом работают с ними довольно поверхностно, не используя значительную часть возможностей, особенно при работе с сайтом и социальными сетями. Большинство НКО используют цифровые инструменты для внутренней и внешней коммуникации, для работы с документами, а управление деятельностью НКО и анализ данных являются наименее цифровизированными областями.

Стимулы
Наиболее актуальными для НКО являются внутренние стимулы цифровизации: формирование имиджа открытой и прозрачной организации, оптимизация текущих процессов, рост и масштабирование НКО, желание быть модными и современными. Стимулы различаются среди НКО с разным уровнем цифровизации. В то время как НКО-лидеры в большей степени ориентированы на внутренние стимулы, для отстающих в плане цифровизации НКО наиболее актуальна внешняя поддержка — гранты на разработку, внедрение и поддержку IT-решений, бесплатные цифровые решения, помощь IT-волонтеров.

Барьеры
Барьеры цифровизации НКО чаще всего связаны с недостаточным финансированием, невысокой цифровой грамотностью сотрудников, незнанием рынка цифровых решений и IТ-специалистов, готовых работать с НКО и вопринимающих их в качестве платежеспособного заказчика. Такие барьеры, как неготовность сотрудников НКО к цифровизации, их сопротивление изменениям и другие препятствия, связанные с непониманием вклада цифровизации в деятельность НКО, оказались менее значимыми.

Эффекты
Эффекты от использования цифровых решений в восприятии опрошенных НКО чаще связаны с имиджем НКО – ростом открытости и прозрачности, улучшением репутации – чем с повышением объемов финансирования и более эффективным управлением сотрудниками и волонтерами. Положительные эффекты чаще назывались НКО-лидерами цифровизации, а также НКО, где есть IT-сотрудник в штате или по договору, который инициирует или отвечает за цифровизацию. Финансовая результативность цифровизации – не такой очевидный результат, как можно было ожидать, и в представлении НКО такой результат не является "гарантированным". О росте объемов финансирования говорило 7% НКО, несмотря на то, что почти каждая третья НКО заявляет об автоматизации и ускорении рабочих процессов и росте охвата целевых аудиторий. Это указывает на сложность получения и отложенный характер финансовых результатов цифровизации.

Влияние пандемии
Ограничения, вызванные коронавирусом, привели НКО к осознанию их цифровых провалов и показали необходимость цифровизации самых разных сфер: от внутренней коммуникации между сотрудниками и практик управления организацией до электронного документооборота и фандрайзинга. На практике освоение новых технологий произошло в ограниченном масштабе, чаще всего в формате видеозвонков. При этом если НКО с низким уровнем цифровизации были вынуждены практически полностью поменять режим работы, то НКО-лидерам было достаточно внести только небольшие корректировки в работу организации при переходе на удаленный режим.

Кто и как может способствовать цифровизации сектора
Основным драйвером развития цифровизации сектора НКО считают грантодающие организации. На втором месте с небольшим отрывом — сами НКО, что подтверждает тезис о том, в сфере цифровизации российские НКО занимают активную субъектную позицию и считают это, в первую очередь, своей зоной ответственности. Примерно треть опрошенных ожидают поддержки от IТ-компаний и специалистов, органов власти разного уровня и IТ-волонтеров. Реже остальных в этом контексте упоминаются крупные НКО-лидеры и бизнес.