• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Начало нового исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты»

Исследование проводится Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина и в партнерстве с  Благотворительным фондом поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор».

Цифровизация – глобальный процесс, охватывающий все сектора экономики и сферы общественной жизни. Сегодня в России, согласно данным Евромонитора за 2019 г., 83% россиян имеют доступ к интернету (16 место в мире), 63% пользуются мобильным интернетом со смартфона (22 место в мире), 38% пользуются интернет-банкингом (27 место в мире) и 22% совершают онлайн покупки и заказывают товары через интернет (20 место в мире). Каждый из перечисленных показателей существенно увеличился за последние пять лет. Уровень цифровизации государственных сервисов в России по данным исследования ООН E-Government Development Index (EGDI) относится к категории «очень высоких». Наблюдаемая цифровизация в коммерческой сфере и сфере государственного управления ставит перед НКО вызов соответствовать современному тренду, который формирует определённые ожидания от благотворительных и социальных организаций со стороны потенциальных доноров и благополучателей. В долгосрочной перспективе цифровая трансформация некоммерческих организации является необходимым условием выживания и конкурентоспособности.  

Несмотря на то, что НКО все чаще используют в своей работе различные цифровые сервисы, общий темп цифровизации некоммерческого сектора является скорее отстающим на фоне активного внедрения цифровых технологий в коммерческом и государственных секторах. Некоммерческие организации в большинстве находятся на первой стадии цифровизации, когда цифровые инструменты используются для поддержки существующих рабочих процессов в их, преимущественно, традиционной форме, а цифровизация ограничена отдельными инструментами и программами. Прежде всего речь идет о создании и ведении сайтов, социальных сетей, использовании облачного хранения и совместного использования данных, ведения внутренней коммуникации через различные мессенджеры и средства онлайн конференций. 

Говорить о цифровой трансформации возможно, когда НКО не только использует отдельные технологии, но и когда рабочие процессы перестроены в логике цифровых решений для управления организацией в целом. Речь идет о системах отслеживания и управления финансовыми потоками, закупками, агрегирования и использования данных по донорам, благополучателям и другим стейкхолдерам. Согласно результатам ряда исследований, НКО наиболее активно внедряют цифровые технологии в сфере коммуникаций и фандрайзинга, в то время как комплексное применение цифровых технологий в управлении организацией в целом и их интеграция с существующими решениями встречается значительно реже.

Основные барьеры для такой цифровой трансформации НКО в целом совпадают в разных контекстах. Результаты британского исследования Charity Digital Skills Report и российского Фонда “Истоки” сходятся в том, что цифровизацию НКО ограничивает: (1) недостаток финансовых ресурсов для использования технологий, мониторинга и перестройки управления организацией, (2) недостаток конкретных навыков и знаний, невысокий уровень цифровой грамотности сотрудников, (3) организационная культура и традиционная структура организации, недостаточно гибкие и открытые для перестройки и интеграции повседневных рабочих процессов в цифровой логике, (4) отсутствие понимания, для чего нужна цифровая трансформация в организации и как она повлияет на работу в будущем - отсутствие стратегии, целей и KPI цифровой трансформации, понимания, как цифровые решения будут синхронизированы с уже существующими системами и ИТ-архитектурой.

Если говорить в целом, то за рубежом тема цифровизации НКО является объектом как прикладных, так и академических исследований. Одно из наиболее известных мировых прикладных исследований в области изучения цифровизации НКО представлено в докладе The Global NGO Technology Report платформы Nonprofit Tech for Good. В 2019 году исследование проведено среди 5721 НКО 160 стран мира и включало вопросы об уровне использования цифровых технологии в сфере фандрайзинга, коммуникации, управления организацией и т.д.  Другое исследование ICT4NGO проведено в пяти европейских странах при поддержке программы Европейского Союза Erasmus+. В исследовании были выявлены не только лучшие практики в сфере цифровизации НКО, но и разработан инструмент самодиагностики уровня цифровой зрелости некоммерческих организаций, а также образовательный курс для развития навыков, требующихся НКО в условиях цифровой трансформации. Похожее исследование с последующим консалтингом и образовательными курсами ведет британская организация Skills Platform. С 2017 года платформа выпускает доклад Charity Digital Skills Report о стимулах и барьерах в развитии цифровых навыков НКО. Аналогичные исследования и сервисы по оценке цифровой зрелости НКО проводятся американской некоммерческой организацией The NetHope Solutions Center и консалтинговой компанией Accenture

Что касается зарубежных академических исследований, то по большей части они изучают цифровизацию НКО не как комплексный процесс, а фокусируются на отдельных ее элементах. Так, ряд авторов изучали роль веб-сайтов и социальных медиа в коммуникации с донорами, в том числе в целях привлечения новых жертвователей и повышении прозрачности. Другие исследования посвящены влиянию организационной структуры НКО на внедрение практик электронного маркетинга, влиянию цифровых технологий и социальных медиа на повышение эффективности работы НКО в сфере фандрайзинга, а также практикам IT-безопасности, применяемыми НКО в США. 

В России тема цифровизации некоммерческого сектора крайне мало изучена и только входит в исследовательское поле. Тем не менее за последний год появился ряд исследований и обзоров, ставящих целью изучение степени применения цифровых технологий в деятельности НКО  и благотворительных организаций, а также перспектив их внедрения в будущем. Имеющиеся исследования используют методологию онлайн опроса, что, с одной стороны, при корректной и обоснованной выборке, дает возможность количественно замерить текущее состояние и распространенность применения тех или иных практик, а с другой - не позволяет глубже понять реальные стимулы и барьеры цифровизации некоммерческого сектора. Такие комплексные данные необходимы для разработки обоснованных стратегий цифровизации некоммерческого сектора и создания собственных российских консалтинговых и образовательных сервисов, сопровождающих цифровую трансформацию НКО. 

 

Для решения данных задач Центр оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина и в партнерстве с  Благотворительным фондом поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор» проведет в 2020-2021 гг. исследование «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты».

Целью исследования является выявление практик применения цифровых технологий и основных барьеров цифровизации российских НКО. 

Для достижения данной цели будут решены следующие пять основных задач:

  1. сформировать реестр практик цифровизации среди российских НКО и оценить уровень их распространенности,
  2. выявить основные барьеры внедрения цифровых технологий и их интеграции в рабочие процессы в НКО, в т.ч. с точки зрения цифровой компетенции сотрудников и ресурсных возможностей НКО,
  3. определить наличие и характер эффектов от практик цифровизации на отдельные стороны работы организации,
  4. установить влияние распространения коронавируса на цифровизацию НКО,
  5. сформировать перечень лучших практик применения цифровых технологий в работе НКО (в т.ч. в разрезе размера организаций и направлений их деятельности) и разработать рекомендации по цифровизации некоммерческого сектора.

В рамках исследования будут проведены 40 полуструктурированных интервью с представителями НКО и экспертами, а также онлайн-опрос НКО (не менее 300 респондентов). Комбинация данных интервью и данных онлайн-опроса позволит глубже понять реальную готовность и барьеры НКО в процессе цифровизации, а также осуществить замер распространенности различных практик применения цифровых технологий.

Начало сбора данных запланировано на ноябрь 2020 г., полные результаты исследования будут представлены в марте 2021 г.