Вышла статья Юлии Скоковой и Ирины Краснопольской в журнале Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly
Статья сотрудников Центра оценки общественных инициатив ИППИ – Subnational Variations in Civil Society Development: The Surprising Case of Russia – опубликована в соавторстве с Лестером Саламоном, профессором Университета Джонса Хопкинса.
Большинство исследований размера некоммерческого сектора как в нашей стране, так и за рубежом, фокусируются либо на одной стране, либо на сравнении нескольких стран. Вопрос о внутренних региональных различиях внутри одной страны практически не изучен. Кейс России с наибольшим числом субъектов федерации в мире является наиболее подходящим, чтобы выявить различия в размере некоммерческого сектора в пределах одного государства и объяснить, с чем это может быть связано.
Авторы статьи "Subnational Variations in Civil Society Development: The Surprising Case of Russia" рассмотрели четыре основных теоретических подхода, объясняющих размер некоммерческого сектора, и протестировали их на данных по 81 российскому региону (2015). Региональные отличия показаны на официальных данных Росстата. Например, доли сотрудников и волонтеров, занятых в социально ориентированных НКО, от числа экономически активного населения регионов различаются практически в 10 раз - от 2,2% в Тюменской области до 0,27% в Республике Марий Эл. Значительные различия зафиксированы и по доле доходов СО НКО от ВРП региона, доле государственного финансирования в структуре доходов организаций и т.д. Целью исследования было оценить масштаб региональных отличий в размере сектора и понять, с чем это связано.
Количественное тестирование теорий методом регрессии показало, что теория благосостояния, теория альтруизма и теория предпочтений, которые используются для аналогичных межстрановых сравнительных исследований, не объясняют отличия в уровне развития региональных секторов НКО в нашей стране. Наиболее подходящим является качественный подход теории социального происхождения (social origings). Уровень развития и размер некоммерческого сектора в рамках этого подхода объясняется историческим развитием региона и устоявшимися системами отношений между политическими, социальными и экономическими силами. Данная теория была разработана на основе сравнительных исследований размера некоммерческих секторов в различных странах мира. Она выделяет пять моделей некоммерческого сектора, и Россия, согласно ранее проведенным исследовваниям, относится к статичной модели, где относительно небольшой некоммерческий сектор, органичная государственная поддержка, значительные ограничения правозащитной деятельности НКО.
Авторы статьи утверждают, что существенные отличия сектора НКО в российских регионах дают основания предположить, что не все регионы соответствуют статичной модели. В статье авторы проанализировали ряд российских регионов, описав их исторические особенности и системы властных отношений. Были выбраны десять регионов, отличающихся по уровню развития сектора, открытости и географическому положению. В статье сделан вывод, что сектор не является гомогенным в региональном измерении и единая модель не применима к нашей стране. Ряд регионов существенно превосходит другие в развитии сектора, что связано со сложившимися властными отношениями между социальными группами и институтами. В лидерах, согласно результатам исследования, - Москва, Новосибирская и Самарская области.